Прокуратура разъясняет

Федеральным законом от 02.12.2019 № 391-ФЗ внесены поправки в ст.ст. 182, 189 Жилищного кодекса РФ

Данные нормы устанавливают обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок принятия решения о проведении капитального ремонта.


Законом установлено, что со 2 декабря 2019 года региональный оператор может включить в состав комиссии представителей органов местного самоуправления наряду с участием представителей регионов или без их участия.
Также, предусмотрен месячный срок принятия органом местного самоуправления решения о проведении капитального ремонта в случае, если собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли такое решение.

 

Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ.
В частности, глава 20 Кодекса дополнена ст. 20.25, которой установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности различных объектов и территорий.
Так, в случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях данной категории наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье возлагается на судей.

 

С 1 января 2020 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 30.11.2019 N 1567, которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях).
С указанной даты граждане РФ смогут получать льготные ипотечные кредиты на строительство или приобретение жилого дома на сельских территориях.
Льготный кредит предоставляется на срок не более 25 лет по ставке от 0,1 до 3 процентов. При этом заемщик оплачивает за счет собственных средств (в том числе, полученных из федерального, регионального, местного бюджета либо от работодателя), 10 и более процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения (жилого дома).
Банкам и АО "ДОМ.РФ" возместят недополученные доходы по таким кредитам. Правительство утвердило соответствующие правила субсидирования.
Субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидий, основанием для которого является недостаток бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, условия по кредитным договорам (договорам займа) могут быть изменены уполномоченным банком, акционерным обществом в порядке и случаях, которые предусмотрены кредитным договором (договором займа) и (или) законодательством Российской Федерации. При этом изменение процентной ставки по кредитному договору (договору займа) не может превышать размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату изменения.
Проверку целевого использования льготного ипотечного кредита (займа) осуществляют уполномоченный банк, акционерное общество согласно кредитному договору (договору займа).

 

Верховный Суд РФ рассмотрел дело об оспаривании жильцами дома положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (решение от 06.11.2019 № АКПИ19-699.
Заявители полагают, что нормы, допускающие для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года, нарушают права потребителей.
Из материалов дела следует, что дом, в котором проживают жильцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента его установки жильцы оплачивали фактически потребленное количество тепла по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона. По окончании сезона, управляющая организация продолжила выставлять счета за отопление, которое перестало подавать в дом. РСО в своем ответе утверждало, что основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение весной межповерочного интервала на элемент ОДПУ. Летом все элементы ОДПУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует. Кроме того, указано, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании п.п. 59 (1), 60 (1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.
Оспариваемые нормы гласят, что, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации предусмотрен льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Так, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, ГК РФ определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно ст. 19 Закона "О теплоснабжении" предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется.
Учитывая изложенное, ВС РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

 

Федеральный закон от 28.11.2018 № 451 – ФЗ (ред. 17.10.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес новые поправки в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, дополнив главу 27.1. «Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствующей главе разрешены существенные вопросы, возникающие у судов в связи с рассмотрением данных дел.
Так, статьей 265.1. КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
При этом законодатель предусмотрел альтернативную подсудность предъявления административного искового заявления о признании информации запрещенной как в районный суд по адресу административного истца, так и по адресу или месту нахождения (месту жительства) административного ответчика (ч.3.2. ст. 24, ч. 2 ст. 265.1 КАС РФ).
В силу ст. 265.3 КАС РФ лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, привлекается к участию в деле в качестве административного ответчика (например, владелец сайта). В качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

 

С 13 декабря 2019 года вступает в действие федеральный закон от 02.12.2019 N 393-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс РФ по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.
Так, в случае неисполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения трудового законодательства, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат в рамках трудовых отношений, инспектор принимает решение о принудительном исполнении указанной обязанности.
Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве и в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется государственным инспектором труда заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суд.
В случае, если решение не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа направляется на исполнение в ФССП России.
Предусматривается, что с учетом особенностей деятельности кредитных организаций указанный порядок не распространяется на взыскание начисленных, но не выплаченных денежных средств в виде заработной платы и других выплат лицам, занимающим руководящие должности в банке и его филиале, членам коллегиального исполнительного органа банка, членам совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующим банк лицам (определяемым в соответствии с законодательством о банкротстве).
Совершенствование полномочий государственных инспекторов труда не повлечет за собой дублирования полномочий судебных органов. При этом исключаются условия для двойного исполнения требований работника по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, ввиду наличия у работодателя права подать возражения относительно исполнения судебного приказа, а равно обжаловать решение государственного инспектора труда.
 

 

Межрайонного прокурора советник юстиции Н.В. Фоменков